Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

штокхаузен карлхайнц

Энциклопедический словарь

Што́кха́узен Карлхайнц (Stockhausen) (р. 1928), немецкий композитор, музыкальный теоретик. Ученик О. Мессиана, Ф. Мартена. Один из лидеров музыкального авангардизма. С 1963 руководитель студии электронной музыки Западно-германского радио. Выступает как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собственных произведений. Среди сочинений: «Пение отроков» (для 5 магнитофонов, 1956), «Спираль» (для солиста и коротковолнового приёмника, 1969), «Сириус» (для сопрано и ансамбля, 1977). Труды по проблемам музыкального времени, психологии восприятия.

* * *

ШТОКХАУЗЕН Карлхайнц - ШТО́КХАУЗЕН Карлхайнц (Karlheinz Stockhausen) (22 августа 1928, Мёдрат, близ Кельна (см. КЕЛЬН) - 5 декабря 2007, Кюртен,близ Кельна) - немецкий композитор и музыкальный теоретик; представитель музыкального авангарда, работал главным образом в области электронной музыки.

Окончив Высшую музыкальную школу в Кельне, как пианист (1947-1951), Штокхаузен позднее брал уроки композиции у Фредерика Мартина, Оливье Мессиана, Дариюса Мийо; работал в студии конкретной музыки (musique concrete) Пьера Шеффера. В 1953-1954 годах сочинения Штокхаузена стали первым нотированным и изданным произведением электронной музыки (см. ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА). Большинство произведений композитора («Контрапункты», 1953, «Группы», 1957, «Цикл», 1959, «Моменты», 1962) носили экспериментальный характер. В 1960-х годах Штокхаузен стал одним из лидеров в области «сериальной» музыки и одним из первых европейских композиторов, воспринявших пришедшую из США идею «случайной» (алеаторической) музыки, в которой музыкальные элементы организуются случайным образом. С 1963 года он руководил студией электронной музыки Западногерманского радио в Кельне. К. Штокхаузен создал около трехсот музыкальных произведений, написал ряд трудов по проблемам теории музыки, психологии восприятия музыки.

Энциклопедия Кольера

ШТОКХАУЗЕН Карлхайнц (Stockhausen, Karlhеinz) (р. 1928), немецкий композитор. Один из крупнейших новаторов современного искусства, Штокхаузен открыл новые выразительные возможности в областях электронной, сериальной и алеаторической музыки. Среди главных идей композитора - необходимость воспринимать музыку "точечно". Например, заголовок одного из сочинений - "Моменты" - предполагает, что слушатель наслаждается звучанием каждого отдельно взятого момента, не пытаясь осознать драматургическую взаимосвязь всех моментов. Во многих произведениях Штокхаузена применен принцип алеаторики: исполнитель может располагать фрагменты музыкального материала в произвольных последовательностях, поскольку интерес каждого момента заключен в нем самом и не зависит от положения данного момента внутри целого. Штокхаузен родился в Медрате близ Кельна 22 августа 1928. В 1947 поступил в кельнскую Высшую музыкальную школу, позже учился в Париже у Оливье Мессиана и работал в студии конкретной музыки (musique concrte) Пьера Шеффера. Электронные штудии Штокхаузена (1953-1954) явились первым нотированным и изданным произведением электронной музыки. В 1960-х годах Штокхаузен стал одним из лидеров в области сериальной музыки и одним из первых европейских композиторов, воспринявших рожденную в Америке идею "случайной" - алеаторической музыки, в которой организация при исполнении заданных музыкальных элементов предоставляется случаю. Во многих сочинениях композитора 1960-х годов предусматривается живая интерпретация (live performance) электронных звучаний. Так, в Микрофонии-1 два исполнителя передвигают микрофоны по поверхности там-тама, в то время как другие четыре исполнителя обрабатывают полученные звуки на синтезаторах. Среди прочих сочинений 1960-х годов, относящихся к различным жанрам и стилям, - Телемузыка (Telemusik) (содержащая цитаты из японской традиционной музыки) и Национальные гимны (Hymnen) в электронном и конкретном звучании. В числе самых значительных опусов Штокхаузена: Мера времени (Zeitmae, 1956) - предельно сложная композиция для пяти деревянных духовых; Песнь юношей (Gesang der Jnglinge, 1956) - "конкретная музыка", т.е. музыка, состоящая из натуральных звуков, в данном случае из обработки звуков детских голосов; Группы (Gruppen, 1958) для трех оркестров; Каре (Carr, 1960) для четырех оркестров и певцов; Контакты (Kontakte, 1960) - электронная музыка; Микстура (Mixtur, 1965) для пяти оркестров, стереофонических модуляторов (электронных приборов, изменяющих звук) и громкоговорителей, через которые воспроизводится предварительно сделанная магнитная запись. Многие эссе Штокхаузена по теории музыки опубликованы в немецком ежеквартальном журнале "Ди Райе" ("Die Reihe").

ЛИТЕРАТУРА

Зарубежная музыка. ХХ век, вып. 1. М., 1996

Полезные сервисы